Профессиональная ориентация и создание условий для образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики Российской Федерации. Решением данной проблемы является государственная поддержка на всех уровнях, создание условий инклюзивного образования и формирование безбарьерной среды.
С 2011 года в России реализуется государственная программа «Доступная среда», цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Посредством образования возможна полная самореализация инвалида как личности и гражданина. Поэтому включение образовательных учреждений в создание безбарьерной среды является обязательным условием.
АГМУ в решении данной проблемы не остается в стороне. Наш ВУЗ включается в работу по созданию мероприятий по профессиональной ориентации и созданию условий для инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
В АГМУ организуют работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья, проводят дни открытых дверей для абитуриентов, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают сопровождение (при необходимости) вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов. Администрация ВУЗа работает в направлении создания и поддержки безбарьерной среды, решает кадровые вопросы для обеспечения инклюзивного образования, осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, адаптирует образовательные программы и учебно-методическое обеспечение, комплексно сопровождает образовательный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий.
На территории учебных корпусов организованы стоянки автотранспортных средств для инвалидов. При входе в здания оборудован пандус с поручнями, установлена кнопка вызова. Имеются сменные кресло-коляски и место для размещения собаки-проводника.
Входная группа каждого корпуса промаркирована сигнальными знаками и световыми маяками, размечены сигнальной латеральной лентой. У входа в здания размещена вывеска с названием университета, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. На первом этаже размещена мнемосхема.
Коридор первого этажа зданий промаркирован тактильной плиткой и лентой для определения слабовидящими направления движения в санитарно-гигиеническое помещение и учебную аудиторию. На первом этаже оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На первом этаже расположена учебная аудитория, оборудованная специальными техническими средствами для лиц с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. На дверях установлены тактильные таблички доступности аудиторий, выполненные шрифтом Брайля.
Приказом назначены ответственные за техническое сопровождение инвалидов различных категорий, которые проинструктированы на предмет оказания инвалидам необходимой помощи.
По всем объектам имеются утвержденные паспорта доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
В одном из общежитий АГМУ выделено помещение, предназначенное для проживания инвалидов. В помещении предусмотрена специализированная санитарно-гигиеническая комната. В жилом помещении и санитарной комнате смонтированы беспроводные системы вызова помощи дежурного персонала в случае необходимости.